Среда, 18 октября 2017
Среда, 18 октября 2017
8:00, 06 мая 2016

Куда забросят «Птицелова»: для ВДВ готовят «воздушный кулак»


 

Войсковая система противовоздушной обороны (ПВО) – как часовой механизм, требует максимально слаженной и точной работы. Для защиты наземных соединений от нападения с воздуха в российской армии уже существует большое количество специализированных комплексов – «Тор», «Бук», «Игла», «Стрела», «Тунгуска».


 


Однако Воздушно-десантным войскам – самой мобильной части Вооруженных сил России – разработчики решили уделить особенное внимание и разработать для «крылатой пехоты» зенитный ракетный комплекс, способный десантироваться в район боевых действий и прикрывать наступление Сухопутных войск. Об этом рассказал ТАСС источник в российском военном ведомстве.


 



 


Противовоздушный зонтик


 


Боевое применение комплексов так называемого первого поколения «Куб», «Оса», «Круг» и «Шилка» в вооруженных конфликтах по всему миру подтвердило высокие способности войсковой ПВО в борьбе со всеми типами воздушных целей. Однако технический прогресс не заставил себя долго ждать: развитие высокоточного вооружения для атаки с воздуха побудило военных инженеров начать трудиться над более эффективными средствами перехвата.


 


Следующие поколения средств ПВО (комплексы «Тор», «Бук», «Стрела-10», С-300В – прим. автора), выполнявшие «работу на переднем крае», вобрали в себя весь опыт отечественной военной инженерии, направленной на уничтожение средств воздушного нападения. По сути, они и явили собой привычную эшелонированную систему ПВО, в которой зенитные ракетные комплексы (ЗРК) с разной дальностью, высотой перехвата и разным вооружением обеспечивали перехват воздушных целей всех категорий: от самолетов до боевых блоков оперативно-тактических комплексов.


 



 


От суши к небу


 


Наследником знаменитой «Стрелы-10» – одного из лучших в истории комплексов сухопутной ПВО – стал ЗРК «Сосна». Перспективный комплекс может уничтожать воздушные цели на расстоянии до десяти километров, причем тип цели не ограничивается одним лишь самолетом. Боекомплекта из 12 ракет достаточно, чтобы на долгое время обеспечить Сухопутным войскам полную свободу действий и дать гарантию от любого посягательства извне.


 


Появления подобного комплекса в Воздушно-десантных войсках ждали  давно, ведь десантники располагают разными модификациями ЗРК «Стрела-10», базовая модель которого была принята на вооружение еще в 1976 году. С тех пор прошло немало времени, современные средства воздушного нападения пережили не одну волну модернизации и постоянно улучшались, и для того чтобы обеспечить защиту десантникам, необходимо было создать качественно новый комплекс ПВО, способный среагировать на любую угрозу с воздуха.


 


Пережить приземление


 


За основу «Птицелова» возьмут аналогичные зенитные ракетные комплексы. Для того чтобы возможность десантирования в нем была реализована максимально эффективно, вооружение и вспомогательные системы смонтируют на базе боевой машины десанта БМД-4М (гусеничная БМД-4М «Садовница» – версия БМД-4 с новым корпусом, двигателем, ходовой частью и другими узлами).


 



 


Недавно принятая на вооружение БМД-4М как нельзя лучше отвечает нуждам самих десантников, а значит, трудностей с эксплуатацией и обучением личного состава ожидать не стоит. Создание подобной техники, по словам специалистов, вполне логично: у ВДВ уже есть собственная артиллерия, а для «противотанковых» нужд «крылатой пехоты» уже разработали САУ 2С25 «Спрут-СД».


 



 


Процесс десантирования военной техники существенно усложняет жизнь разработчикам: необходимо вписываться в целый ряд ограничений по массе, габаритам и категорически запрещается даже пытаться создавать вооружение, в котором возможен хотя бы малейший намек на отказы в работе. «Птицелов» в этом смысле не станет исключением: размещаться комплекс будет на одной боевой машине с пусковой установкой, ОЭСУ (объединенная электронно-оптическая система управления) и вспомогательными радиоэлектронными средствами. На этом основные сходства ЗРК сухопутного и десантируемого комплексов заканчиваются.


 



 


Особое внимание разработчики «Птицелова» уделяют сохранности узлов и электронно-оптических узлов комплекса, ведь приземление многотонной машины на парашютах мягким можно назвать лишь условно. «Десантируемые машины всегда серьезно дорабатываются. Скорость снижения тормозной парашют хоть и гасит, однако приземление с километровой высоты всегда сопровождается серьезным ударом, поэтому все жизненно важные узлы и агрегаты всегда защищаются и усиливаются, чтобы сохранить работоспособность после касания поверхности», – рассказал сайту телеканала «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.


 


Отражение атаки с больших высот


 


Серьезные ограничения, которые обычно сопровождают любую технику с возможностью сброса с борта военно-транспортного самолета, на новейшем ЗРК для десанта, скорее всего, не отразятся и никакого «урезанного» функционала по сравнению с сухопутным комплексом специалисты не ожидают. Боевой модуль комплекса, на котором располагается вооружение, спроектирован таким образом, что его монтаж можно осуществить в самые короткие сроки.


 


«Проблем с ним не будет, поскольку создавали этот модуль для применения практически на любом шасси, будь то колесная или гусеничная платформа, совместимая по механическим параметрам», – пояснил член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ полковник запаса Виктор Мураховский.


 


По его словам, никаких ограничений в новом комплексе не ожидается и в плане боекомплекта, а также в других технологических решениях, влияющих на боевые возможности машины. Новейший ЗРК «Сосна», из которого разработчики «позаимствуют» некоторые технические решения, обладает внушительными боевыми возможностями. Управляет 12 зенитными ракетами специально разработанная система наведения, способная работать в автоматическом режиме.


 


К особенностям бортового оборудования и системы в целом специалисты относят режим одновременного сопровождения нескольких целей, отсутствие чувствительности у РЛС (и самой ракеты) к применяемым противником радиолокационным и оптическим средствам подавления. По совокупности качеств такая техника в несколько раз эффективнее любого переносного зенитного комплекса.


 



 


Ракета ЗРК «Сосна» оснащается двумя типами боевых частей: осколочно-стержневой (для поражения на пролете) и бронебойно-осколочной (для поражения при прямых попаданиях), а боевой модуль, расположенный на гиростабилизированной платформе, оснащен целым рядом вспомогательного оборудования: ОЛС (оптико-локационной системой) с дальномером, пеленгатором ракеты и другой измерительной аппаратурой, отслеживающей параметры боевой работы.


 


Все управляющие элементы расположены внутри бронированного корпуса, выдерживающего прямые попадания 12,7-миллиметровых боеприпасов и осколков (аналогично сухопутному варианту), в котором могут с комфортом располагаться два члена экипажа: механик-водитель и оператор комплекса. Все остальное за людей делает автоматика.


 


Мобильный «воздушный кулак»


 


Новейшая техника для быстрого развертывания средств ПВО в заданной точке, безусловно, прорыв. Подобных десантируемых комплексов на вооружении других государств нет и в ближайшей перспективе не ожидается. Помогать десантируемым ЗРК будет и «Барнаул-Т» – комплект средств автоматизации тактического звена ПВО, использовать который предполагается одновременно с другими комплексами автоматизации и управления – например, с «Андромедой-Д», эффективность работы которой военные уже успели оценить в ходе нескольких масштабных учений.


 



 


Специалисты отмечают, что работа сразу нескольких комплексов в единой сети как минимум упростит процесс интеграции нового оборудования в ПВО ВДВ, а в конечном счете  обеспечит «военно-воздушный кулак» российских вооруженных сил средствами прикрытия от нападения с воздуха.


 


«Учитывая нынешнюю систему ПВО десанта, состоящую в основном из переносных ЗРК, появление комплекса, способного работать по большинству средств воздушного нападения, действующих с больших дальностей, со средних и больших высот, станет для ВДВ большим шагом вперед в плане защиты от атаки с воздуха», – поясняет Мураховский.


 



 


Военные эксперты отмечают, что целый ряд особенностей десантируемый вариант комплекса ПВО унаследует все лучшее от своего сухопутного «собрата»: например, отсутствие ограничений по минимальной высоте полета сопровождаемой цели, высокую помехозащищенность и возможность ведения стрельбы в движении.


 


С появлением «Птицелова» Воздушно-десантные войска фактически обеспечат себе максимально эффективную защиту во время высадки: пока десантно-штурмовые подразделения под прикрытием противотанковых средств и артиллерии будут зачищать район и продвигаться дальше, средства ПВО, оперативно доставленные в район самолетами ВТА, будут оберегать личный состав и технику ВДВ от любой угрозы с воздуха.


 


Автор: Дмитрий Юров

Фото: Минобороны России
tvzvezda.ru


Добавить комментарий

© 2017 Новороссия СМИ
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru