Воскресенье, 22 июля 2018
Воскресенье, 22 июля 2018
14:51, 11 июня 2018

Бензин в России будет стоить 100 рублей, в Крыму уже по 50


Цена на бензин в России в течение года вырастет до 100 рублей за литр. Это случится в случае ухода с рынка из-за нерентабельности независимых АЗС. Речь идет о 15 тысячах заправок, на которые приходится 60% рынка. Такой прогноз содержится в заявлении Независимого топливного союза (НТС), пишет РБК.

«Ситуация критическая, счет времени идет на часы, уже сегодня в большинстве регионов страны независимые АЗС начали закрываться! Необходимы срочные меры!» — бьют тревогу в ассоциации.

Причиной будущего топливного коллапса в НТС называют соглашение о заморозке розничной цены на бензин, которого правительство достигло с крупнейшими нефтяными компаниями, при сохранении рыночного ценообразования в рамках оптового сегмента.

Напомним, из-за резкого роста цен на бензин (с января по май они в 4,5 раза обогнали инфляцию) правительство снизило действующие ставки акцизов, а также отменило повышение акцизов, запланированное на 1 июля. Нефтяники, в свою очередь, пообещали заморозить цены на майском уровне.

Критикуя кабинет министров, в НТС предлагают и меры для решения проблемы. Правительство должно отпустить розничную цену на бензин, либо «в качестве экстренной меры» ввести режим ручного управления и в оптовом сегменте тоже, что обеспечит «адекватную» доходность для независимых сетей.

Читайте по теме

Россияне знают, кто виноват в росте цен на бензин и обнищании страны Россияне знают, кто виноват в росте цен на бензин и обнищании страны

Даже уменьшение акцизов не приведет к снижению стоимости топлива, предупредили в ЦБ

В будущем участники НТС предлагают провести системную реформу российского топливного рынка: объемы обязательной биржевой торговли бензином должны быть увеличены с нынешних 10% до 50% (дизтопливом с 5% до 25%). Кроме того, предлагается отменить акцизы на топливо, которые названы «деструктивным налогом».

По словам представителя курирующего топливный рынок вице-премьера Дмитрия Козака, которого цитирует РБК, в правительстве понимают проблемы, озвученные НТС и «принимают системные меры, чтобы в целом стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, включая сегмент независимых АЗС».

Отметим, что происходящее напоминает, скорее, борьбу за рынок между независимыми АЗС и крупными нефтяными компаниями, которую правительство пытается балансировать, учитывая в том числе интересы бюджета и автовладельцев. При этом влияние на ситуацию самих автомобилистов, кажется, минимально.

Между тем, как показывает опыт за рубежом, автовладельцы могут влиять на АЗС. Ссылки об этом можно найти в сети и нашим автолюбителям уже поступают смс-сообщения с подобными предложениями.

«В Канаде три ведущих компаний заправочных станций, „Шелл“, „Ессо“ и „Петро Канада“. Люди договорились в интернете, что с 5 июля, в знак протеста о повышении цен, не заправляться на заправках „Шелл“. Компания начала нести убытки, и вынуждена была снизить цену. Остальные, понимая, что если не снизят, то все ломанут на „Шелл“, тогда убытки будут у них! И снижают цену на бензин вслед за „Шелл“. Это сработало! Так действительно было, четыре года назад и цену на топливо в Канаде вернули, какая была».

Так может быть солидарность автомобилистов — лучшее средство от диктата продавцов топлива?

Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев предрекает уход независимых сетей с рынка — останутся только крупные игроки.

— Надо понимать, что сами по себе акцизы ничего не решают, они просто выравнивают оптовые и розничные цены. Это сейчас необходимо. Потому что когда бензин покупается на товарной бирже по 42,50 рублей за литр, плюс к нему нужно 2 рубля на доставку, плюс нужна какая-то маржа, плюс нужно заплатить за аренду и т. д. То есть цена на заправке не может быть, например, 43,50. Сейчас средняя цена должна быть 46,50−47,50 рублей за литр.

Мы только что вернулись с мониторинга Крыма — так там цена бензина, которая нам на глаза попадалась — 49,90 рублей за литр. При средней цене в России — 45 рублей. Не удивлюсь, если это приведет однажды к той же реакции, что и в случае свалок в Подмосковье.

«СП»: — Независимый топливный союз вообще предрекает разорение большинства небольших АЗС и как следствие цену на бензин до 100 рублей за литр…

— И они абсолютно правильно бьют тревогу, потому что, когда у тебя нет маржи, ты вынужден «бодяжить» топливо. А если ты «бодяжишь», то попадаешь к нам — в ФАР. Перед поездкой в Крым мы были еще на северо-западе страны. Ни на одной из крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) мы проблем не нашли. Маленькие же АЗС, маленькие сети выживают только за счет того, что «бодяжат» или не доливают топливо.

«СП»: — Серьезное обвинение…

— Данные у нас абсолютно достоверные. Мы проверяли согласно методическим рекомендациям Росстандарта. Причем нас самих проверяли, поверьте, еще больше — и комитет по безопасности и Росстандарт. Так вот, практически все нарушения по качеству топлива были у небольших АЗС. Это происходит потому, что нет экономики. Они не могут сейчас выжить.

«СП»: — А ВИНКи, получается, могут. Почему?

— В России несколько вертикально интегрированных компаний. Это «Лукойл», «Газпром», «Газпромнефть», «Роснефть» с ее брендами BP и ТНК, и компании поменьше «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». Они могут выжить, даже торгуя в розницу в минус, поскольку они еще торгуют и на оптовом рынке. Им это даже выгоднее. Плюс у них есть экспорт. Кроме того, они выигрывают по качеству. Поэтому идет война между ВИНКами и мелкими сетевиками. Думаю, у сетевиков шансов нет.

«СП»: — Но появляется риск монополизации и, как следствие, новый рост цен на топливо…

— Все зависит от того, какую стратегию выберет правительство. Там есть два направления. Первое — это повышение экспортных пошлин. Второе — уравнивание экспортных пошлин и внутренних сборов, чтобы внутри России перейти на мировые цены. Но это, нашему мнению, не вариант. Тогда цена точно будет 100 рублей за литр. Ведь в Европе бензин стоит 1,5 евро. У нас тогда неизвестно до чего можно будет довести население.

Поэтому для нас, для автомобилистов, на сегодняшний момент было бы удобнее всего снижение акцизов и повышение экспортных пошлин, чтобы цены внутри страны были бы хотя бы в два раза ниже мировых. В этом случае, и нефтяникам, крупным сетям, тоже будет нормально работать.

«СП»: — А как же мелкие независимые АЗС?

— Независимые сети умрут. Я знаю, кто говорит в данном случае от их имени. Я их уважаю, но по сравнению с «Газпромнефтью», «Роснефтью» — это ничто. Крупные компании «съедят» независимых в любом случае.

Читайте по теме

Сергей Удальцов: При Путине бензин будет дорожать всегда Сергей Удальцов: При Путине бензин будет дорожать всегда

Российская власть обслуживает интересы крупного бизнеса, а не народа

По мнению координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова, мелким АЗС, чтобы остаться на рынке, придется научиться работать по-новому.

— То, о чем говорится в заявлении союза мелких АЗС, мягко говоря, не соответствует реальности. Надо понимать, что правительство тупо временно снизило акцизы на бензин на 2 тысячи рублей, а на дизтопливо на 3 тысячи. Это снижает оптовую цену, потому что акцизы у нас платят не АЗС, а нефтеперерабатывающие заводы. То есть когда вы покупаете бензовоз, в цену топлива в нем уже включен акциз и прочие налоги.

Кроме того, у бензина есть ярко выраженная сезонность. В разное время года он стоит по-разному. Так что не стоит говорить, что все пропало. Просто розничная торговля только бензином в России уже давно, года, наверное, четыре, как не прибыльна и даже приносит убытки. До сих пор заправки либо торговали по повышенной цене, либо предоставляли дополнительный сервис — автомойки, магазины и т. п, либо закрывались, продавая свой бизнес тем, кто умеет работать с потоком клиентов.

«СП»: — Что значит «уметь работать с клиентами»?

— Независимо от того частная АЗС или нет, торговли только бензином ей недостаточно. Сейчас заправки работают только на дополнительных доходах. Поэтому они и выходили с предложением разрешить продажу на АЗС алкоголя. На этом можно заработать денег. Например, «Газпром» только на кофе для водителей сделал миллиард рублей чистой прибыли. То есть бензин — это завлекалочка для клиентов, а вся прибыль делается на кофе, сигаретах, шоколадках, сардельках и т. п. Нужны многофункциональные комплексы.Поэтому сейчас частные АЗС либо закроются, либо начнут искать дополнительные источники дохода.

источник


© 2018 ИТАР ТАСС. Обо всем
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru